Мотормузей г.Рига

История, развитие техники, фотографии, интересные факты и многое другое

Мотормузей г.Рига

Непрочитанное сообщение otan » 26 июл 2013, 10:26

Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение

Латвия, «Эстония» и мы

День прилета стал днем адаптации. Латвия встретила нас прохладным летом (около 22С). Как отдыхать на пляже – мы пока не представляем, и хотя температура воды в Рижском заливе около 22С(вполне прилично), на улице очень ветрено и облачно. Прогуливаемся по пешеходной улице Йомас в Юрмале и делаем план местным кафе.
Воплощаем в жизнь туристическую программу: с начала обзорная экскурсия по Риге на электрокаре (думаю, впечатления будут менее обывательскими), посещение технического музея и гоночного кольца в Бекирниеки.

На четвертый день отпуска немного разобрались: температура воды залива 22С – это хорошо, температура воздуха 22-23С – это супер, этим нужно наслаждаться! Я бы сказал, надо ловить момент, поскольку побережье продувается всеми ветрами, и погода кардинально меняется в течение 10 минут: дождь, солнце, пасмурно, ветер, солнце, дождь… Такой отдых рекомендован тем, кто устал от жары в 30-40С, а также любителям мелководья, поскольку Рижский залив прямой побратим нашего Азовского моря. Чтобы искупаться, нужно пройти по щиколотку в воде около 300 метров и только потом погрузиться с головой.
Атмосфера и отношение местных жителей бесспорно радуют: русский язык не вызывает отторжения, как это было в 90-х, на любой вопрос можно получить ответ, не подключая язык жестов.
Поездка в Ригу вдохновила и удивила. Старый город прекрасен, все здесь используется «на полную катушку»: кафе, магазины, маленькие музеи (даже президент тут живет). Мы провели «ленивую» экскурсию на электромобиле, после посетили военный музей, фирменный магазин местной шоколадный фабрики «LAIMA», отобедали в кафе, размещенном прямо в остатках крепостной стены (шведской). Посещение рижского «Мотор-музея» отложили, поскольку никто не знал, куда он переехал. Первый музей ретро-техники, открытый в 1988 году, встал на капитальный двухлетний ремонт. К поискам экспонатов музея подключили нашего коллегу из Риги - Дмитрия, он обещал помочь.

Куда уехал цирк?
Что и говорить, поездка в Прибалтику была нацелена убить трех зайцев: посещение «Мотор-музея», участие в гонке на Бикерниеки и летний отдых, но первый пункт был под угрозой срыва. Мы начали действовать самостоятельно, хотели выяснить, где же этот «сарайчик»? Вечером, прогуливаясь по Юрмале, увидели припаркованный советский автомобиль. ГАЗ? Да, это был ГАЗ-21, такси с зеленым огоньком и таксометром, владельцем которого оказался приятный парень в кожанке по имени Алекс. После знакомства с ним я удивился, какие же мы, любители ретро, одинаковые! Наши страны разные (Латвия в Евросоюзе), а истории ретровладельцев похожи. Так история приобретения Алексом ГАЗ-21 до боли похожа на мою историю покупки ГАЗ-М 20: гараж полный запчастей, дедушка преподаватель ВУЗа и желание ездить на ретро машине, а не выкатывать ее к празднику 9 Мая на постамент. В процессе общения я много нового узнал о модели РАФ и опытных КБ рядом с ним. Посмотрев фото автобуса РАФ, который у нас собрались сдавать в металлолом, Алекс указал на две запчасти, которые срочно нужно выкупить, поскольку они в дефиците даже в Риге (пока не скажу какие). В ответ Алекс показал на фото автобусы РАФ, которые он мечтает восстановить в ближайшее время. Попутно мне было предложено купить совершенно новый бампер от РАФа, а на мой вопрос «А как его везти?», услышал ответ: «Он же из трех частей, разобрал и в самолет!!!» (бампер, длиной 1,5 м!). В конце беседы Алекс пообещал помочь в поисках адреса переехавшего музея.

Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение

Цель№1

Пока еще свежи впечатления, хочу особо подчеркнуть: красивая история (и красиво рассказанная история) подымает любую машину на вершину внимания! Такой вывод я сделал после экскурсии в переехавший «Мотор-музей», которую для нас провел хранитель экспонатов и носитель информации о них Роман. История автомобиля имеет вес, ведь можно пройти мимо 853 «Horch» и тебя ничего не зацепит, если экскурсовод после секундной паузы скажет: «Что-то я забыл эту историю…».

Надо сказать, что место площадью в 2000 м², в которое переехали экспонаты рижского музея, ангаром назвать нельзя. Это современное здание с наливными полами, пожарный сигнализацией и воздушным отоплением. Конечно, все экспонаты потеряли часть своего оформления, но многим из них это и не нужно, если рядом Роман с его файлами информации о каждом экземпляре. Самые яркие истории и свои впечатления попробую передать.


Итак, экспозиция начинается с микроавтобуса РАФ (Рижская Автобусная Фабрика). Советским людям РАФик запомнился как автомобиль скорой помощи (80%), маршрутное такси (15%), милицейский автомобиль (4,5%) и личные авто многодетных семей (0,5%). Машина очень популярная, удобная и современная, не смотря на то, что выпускают ее с 1974 года. Есть несколько недостатков (на мой взгляд), один из них проявляется в зимний период. Как-то на Новый год на РАФе мы с друзьями пересекали Крымский перевал, сделав вынужденную остановку где-то в середине пути. Мы долго не могли тронуться с места, и только сила мужских рук сдвинула наш микроавтобус. К слову, для продолжения движения нам пришлось прыгать в открытую дверь РАФа. А вот второй недостаток касается передней пассажирской двери выхода с правой стороны. Я однажды очень хорошо себя ударил этой дверью по голове при закрытии, поскольку угол ее наклона около 120в обычных автомобилях около 90. Ну хватит о недостатках, тем более, что они не существенны.
В советское время машин не хватало, самая мощная модернизация пришлась на 1988 год. Тогда бы мы весь мир «забросали» РАФами, но мир сказал – хватит! Сразу появились новые модели в количестве двух штук RAF-Stils «с миру по нитке», к слову для начала 90-х очень современное авто, но опытная модель не значит серийная, да и ресурсы, которыми располагала мощная страна, уменьшились в 15 раз (столько было республик), такова цена независимости. Бейся сам, да еще с кем? Toyota, Volkswagen, Mazda – они не понесли таких потерь, как Рижский завод, и продолжали спокойно «добивать» как конкурента «добрыми» ценами. Жалко тебя, РАФ, но ты доказал, что сделан добротно, ведь до сих пор эти машины встречаются в потоке. А время всегда идет вперед, даже 23 года простоя не стерли тех специалистов, которые ежедневно создавали латвийский автопродукт – микроавтобус РАФ и, как знать, может в ближайшее время опять заработает автомобильная промышленность Латвии.
Это некоторое отступление, вернемся в музей, где представлены RAF-977 их создано около 300 шт. Вся «соль» этой, единственной в мире оставшийся «живой» модели – сдвижной люк, панорамные стекла в крыше и другие мелочи. А донесли эту модель в 21 век медики, которые неспешно перекатывали ее из бокса в бокс в одной из районных больниц Латвии. Хорошо, что в этой стране нет металлургических гигантов, которым катастрофически нужен металлолом.
Следующий РАФ всем знаком своим обликом, но не содержанием. Речь идет об олимпийской версии RAF-2909 с газовым баллоном для подзарядки вечного огня. Пониженный ряд переда и АКПП (почти автомат), чтобы ехать с бегуном (факелоносцем) 15-20 км/ч. Кондиционер из Японии, увеличенный радиатор охлаждения и ручная сборка, ведь для «Олимпиады-80»!
Можно долго говорить о мелочах, но переходим к следующему автомобилю, который скорее является исключением из правил или первой попыткой серийно производить легковой автомобиль в Риге. Таких REAF-50 было всего три экземпляра, один из которых вернулся из Москвы (после презентации), пересек границу союзной республики Латвия и поломался в одном из хуторов, где и простоял до середины 80-х. База М-400, кузов оригинальной конструкции и внешне очень современен, не смотря на то, что он 1950 года. Но, поскольку пробег оказался неудачным, выбор в серийном производстве пал на другую модель.
Последние два авто, которыми представлена линейка РАФ – две опытные модели в единственном экземпляре – скорая помощи и автобус класса люкс. Особенно подчеркну – машины красивые!!! И обращаю внимание на то, что из описанных мной четырех авто, в каждом случае речь шла о единственном экземпляре.
Переходим к уважаемым автомобилям. Под стеночкой скромно стоит «Studebaker». С виду неприметная машина, но она с историей. Все автомобили из Америки, поставленные по ленд-лизу в период открытия второго фронта во время Великой Отечественной Войны, были обязаны вернуться в США. Таков контракт, там их сразу отправляли в доменную печь на переплав, но латышский колхозник (точнее – хуторянин) припрятал этот грузовичок, а потом успешно его эксплуатировал. За время своей активной «жизни» грузовик был окрашен раз десять, но представители музея категорически против настоящей реставрации «Studebakerа». Для них он этим и ценен, ведь такой была его жизнь, пусть и корявая и пупыристая, местами с подтеками... А еще вдова счастливого обладателя американского грузовика передала музею целую коллекцию гвоздей и прочих невообразимых предметов, проткнувших или каким-то образом попавших в шины этого грузовика за всю историю его эксплуатации. Предметы закреплены на дощечке, красноречиво находящейся на крыле «старичка».
Честно скажу, что рука уже устала писать, посмотрите пока фотографии, а я дальше добавлю...

Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение

Дареный "Конь"

Интересной оказалась история о «Додже ¾», за которым у нас гоняются по всей Украине и цены сложить не могут. Здесь в музее автомобиль почти новый, переданный с хранения из Швеции, как гуманитарная помощь. Тогда, на момент отделения от СССР, на один хороший танк (современный) в нагрузку отдали 50 единиц «Додже ¾». Ну, естественно, ведь такие кабриолеты не очень нужны в северной стране, да и срок их эксплуатации вышел (все они где-то 50-х годов). Не нужны они оказались и эстонской армии – целых 10 штук передали Рижскому музею.

Вирус Победы

История этой «Победы» интересна тем, что бывшие владельцы эту машину выиграли в лотерею. Как рассказал Роман (экскурсовод и хранитель), эта «Победа» стала второй машиной в семье и эксплуатировалась крайне редко, поэтому «дожила» до наших дней в родном сером окрасе, с идеальным хромом, и салоном в хорошем состоянии (как казалось). После того, как это авто появилось в Рижском музее, там началась эпидемия…. Сначала пострадал салон «Мерседес 230», затем был съеден салон автомобиля «Horch». Произведя внутреннее расследование, вирус был вычислен — моль, гнездом которой оказалось заднее сиденье ГАЗ-М20 «Победы», той самой, выигранной в лотерею. Сейчас произведена санзачистка и вместо заднего сидения (вернее - обивки) теперь присутствует «персидский ковер». К слову сказать, именно марку ГАЗ очень любит моль, я с этим неоднократно сталкивался. Всему виной куски мешковины, которые использованы в конструкции сидений, а мешковина изготовлена из стеблей конопли (моли пришлась по вкусу).

Замурованный заживо

Есть в музее уникальный автомобиль – «DeSoto» 1921 г/в. В таком первозданном виде нет ни одного автомобиля в мире, этому поспособствовала оккупация Прибалтики советскими войсками. Рижская семья, предчувствуя что-то недоброе, решила замуровать в арке своего дома дорогой для них автомобиль. Простояв в таком капитальном гараже 50 лет, «DeSoto» был найден строителями в 1985г. в первозданном виде.

Еврейский след

Опять с приставкой «единственный экземпляр». Речь пойдет о марке «Selve». Говорят, что Израиль производил только микроавтомобили, а тут такой след в 30-ых годах! Марка «Selve» долго производила двигатели для компании «Horch», позже приступила и к сборке автомобиля. Опять же, следопыты рижского музея отыскали красочный след в истории этого авто. Машина была куплена в Риге зажиточными торговцами, далее была экспроприирована для нужд Красной армии. Немного поэксплуатировалась в НКВД, где ей окончательно «раздолбали» и бросили на ближайшем хуторе. У покинутой машины появилось много хозяев: кто бак себе открутил, кто колеса и двигатель, но самому одаренному досталась рама с КПП и задним мостом. Последний хозяин очень долго думал и решил из остатков «Selve» изготовить трактор, и у него получилось! Правда, потом страна советов буквально забросала все села современными тракторами, и этот эксклюзивный экземпляр «залег» в сарае где-то до 80-ых. А потом, словно отмотав пленку назад, человек, купивший раму, нашел все детали, когда-то «разбежавшиеся» по хутору. Радиатор, колеса, двигатель и другое нам неизвестное, так по гвоздику собрался очень элегантный автомобиль.

Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение
otan
 
Сообщения: 506
Зарегистрирован: 13 окт 2010, 13:49

Re: Мотормузей г.Рига

Непрочитанное сообщение Шурик » 26 июл 2013, 10:40

Спортивный филиал Мотормузея.

Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение
Аватара пользователя
Шурик
очень страшный тип
 
Сообщения: 962
Зарегистрирован: 25 окт 2010, 14:52


Вернуться в Музеи и технические музеи в частности

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron