Новый этап «Эстония–20»
Когда-то в 1985 году я с родителями и их друзьями путешествовал в город Таллин автомобилями ВАЗ-21013 и ВАЗ-21011, мне было 12 лет, тогда в Минске я впервые увидел удивительные спортивные автомобили.
В 2010 году мне с сыном попался на глаза очень интересный экземпляр, о котором мы продолжительно спорили: какая же это модель – «Эстония-20» или «Эстония-21»? На сегодняшний день у нас 5 серий автомобиля «Эстония», а если посчитать машины «в пробирке» (т.е. не авто в сборе, а потенциальные машины, для которых есть рама и прочие з/ч), то все 8 !
Вернемся назад в будущее, лет на 25 в минус, 2 июня 1985 года – чемпионат Белорусской СССР, вот победители: Формула «Восток» – Олег Безик, г. Брест, «Формула 3» – Геннадий Ладесов, г. Минск. И это не чудеса машины времени, эта информация есть на сайте Автоспорт СССР. То есть моя детская память не подвела – путешествие в Прибалтику пролегало летом через Беларусь, и я реально видел передвижение этих спорткаров на прицепах, торопящихся на чемпионат. Наверное, именно тогда мне запало в душу! Поэтому, в 2010 году захотелось вкусить неизведанного, точнее сказать - вершину автомобильной индустрии СССР, ее спортивные автомобили.
Попалось объявление о продаже «Эстонии-20», поехали смотреть автомобиль в Диевку. То, что мы увидели, сразило наповал: обтекаемый кузов, слики на дисках «Электрон», спортивные сидения, кусок КПП, остатки ходовой. Нам так хочется спортивный автомобиль, что эмоции захлестывают здравый смысл, и мы совершаем покупку! Как вы поняли, мы приобрели конструктор в котором нет самого главного – «сердца» – двигателя и коробки в сборе, у «Эстонии» это самые дефицитные запчасти…Но, будучи практиками, а не статистами, задались целью заставить этот автомобиль ездить! Как это было непросто!!! Ставим задачи и решаем: первым делом необходимо было найти специалиста, реального формулиста – нашли, далее – смышленого моториста – нашли, потом – очевидца борьбы «Эстоний-20» на чемпионатах – нашли, а еще нужна техническая литература – тоже решили вопрос! Эти несколько строк написать – две минуты, а наши работы по этому списку растянулись на 2 года! И как всегда сильно помог проверенный ход – покупка машины в сборе. Выручила «Эстония-21», а с ней еще и приданое - трек запчастей плюс еще одна, единственная в Украине «Эстония -19». Вы спросите: «Кто тот человек, который все же заставил поехать мою «бессердечную» «Эстонию»? О нем говорили по-разному, характеристики порой были полярными: он спился, он не сможет, он навсегда остался верен «Эстонии», только он ее понимает... Но все, что сделал этот человек за 2 года, говорит само за себя – он вернул миру «Эстонию-20» и «Эстония-25», а сейчас возвращаем к жизни «Эстонию-19»! При этом он учит моего сына, племянника и механика тому, как обращаться с этими автомобилями, а, значит, он Учитель! Спасибо тебе, САША ЛЫСЕНКО!!!!
Возвращаемся к проекту «Эстония-20». Было время, когда сильным становилось желание все бросить и забыть где-то в середине пути, но, видимо, какой-то бог спортивных автомобилей сильно хотел, чтобы в Украине был гоночный автомобиль «Эстония-20»! В течение двух лет собрали полностью оригинальный автомобиль, все детали соответствуют (хотя «моднее» было бы ставить современные агрегаты): тормозные цилиндры ЗАЗ-965 (горбатый), тормозные трубки – медь, выхлоп – стандарт, двигатель – 1300 см³, карбюратор – один стандарт. В общем, все как с конвейера в 1980 году с завода TARK, до прихода в местную ДОАСАФ.
Подводя итоги, скажу, что сложностей было много, но все позади, а «Эстония-20» перед Вами и она «кусается» по-спортивному, только дайте ей кольцо!!!!