М-410 – Ледокол времени.
Такую модель я впервые увидел где-то в 1995 году в г. Знаменовка, а уж если запомнил - значит удивило, а удивляться есть чему: первый советский, а может и мировой кроссовер 4х4! До этого все внедорожники были на рамах, а тут несущий кузов «крохи» от Москвича 403,407 - серийное производство завода МЗМА (сейчас им. Лужкова), а не какой-нибудь деревенский Вася Кулибин переделал трактор!
Немного из истории покупки: Москвич из Кривого Рога, хозяин летчик-бомбардировщик - со слов его внука, продавшего мне Москвич 2х2 … или 4х4? И это серьезный вопрос! Если для Победы или Волги этот вопрос не актуален, поскольку у них нет ведущего моста, то здесь, в Москвиче – 410- он есть и должен быть (редуктор полуоси и пр.), но все это стало ясно позднее, когда ставили Москвич на ход. Как это было тяжело!.. Хотелось, чтобы он не только выглядел нарядно, но еще и отвечал таким заводским характеристикам, как скорость и проходимость. Мастеров, понимающих в старых автомобилях, становится все меньше, вернее - хороших мастеров. Если Победы и Волги как-то научились чинить, то Москвич - это отдельная прослойка автомобилей, не получившая доселе шанс искупаться в лучах ретро славы, поэтому эта модель остается большим вопросительным знаком для многих СТО. Но нам повезло! Начало ремонта легло на плечи председателя ретро-клуба «Марк» Игоря Епифанова (он на похожем Москвиче- 407 ездил на работу). После прибытия в мастерскую первый вопрос Игоря буквально ставил крест на всей идее: « - А ты знаешь, что твой Москвич не полноприводный?» Это был удар! Машина покупалась только из-за уникальности 4х4, были фотографии - КПП, раздатка, мост, карданы, что еще?!! А какие были мучения с оформлением купли – продажи и регистрацией в ГАИ – полугодовая эпопея и все коту под хвост!!!
Возвращаемся к предыдущим рассказам, где сказано черным по белому -проверяйте заводскую комплектацию, и никому не верьте, пока сами своими глазами не увидите! Опять жажда покупки поборола холодный расчет…. все, теперь он сможет ездить только по асфальту…
В момент приобретения всегда существует несколько предложений по интересующему автомобилю (сохраняйте все телефоны и записи по другим претендентам, даже если дорого и нет взаимопонимания). Первый вариант был простой - обзвонить всех сегодняшних продавцов Москвича-410 и потрусить их на запасные части, но это успехом не увенчалось, а напротив - сгустило краски: таких запчастей нет, они уникальны и у 70% М-410 передний мост - фальшивка. Это расстроило и подзадорило - значит Москвич-410 действительно редкий 4х4 автомобиль!
Где ж этот номерок телефона?… За полгода до покупки предлагали в нашем городе Москвич-410, страшненький, без документов, не на ходу - ну просто «леший» какой-то! А сейчас это стало просто уникальным предложением, продавец изначально предлагал брать на запчасти. Ну, где же его номер телефона? И вот чудо, я уже звоню ему и ставлю жесткие условия: вскрываем мост, если приводные полуоси на месте, значит - берем! Прошло два часа ожиданий…. и я стал дважды счастливым обладателем внедорожника Москвич-410! Несмотря на страшный вид, этот Москвич оказался полностью комплектен! Его хозяин увлекался байдарками и проездил на нем весь Советский Союз, даже багажник уникальной конструкции сварил - аж до заднего бампера! Теперь оставалось немного: перекинуть полуоси в первый Москвич и приступить к испытаниям, но перед этим решил сделать фото этой запчасти и отправить внуку летчика (владельца первого М-410). Вскоре пришел ответ, что интересующая запчасть лежит в промасленной бумаге на полке в гараже - это был успех! Теперь и второй на ход поставить можно!
И все-таки тяжело давался ремонт-восстановление - то кипел, то не ехал, но это все относилось к городской езде… когда он был на природе, то все его «болезни» уходили, машина приносила море позитивных эмоций. Затяжные скользкие подъемы, снег, песок - все по зубам! Сейчас он технически полностью отлажен, остались нюансы по декору, которые скоро поборем. В ходу он легок, может от того что хозяин летчиком был ))
Еще момент: при покраске маляр сказал, что наш Москвич-410 лежал на боку…Я скажу, что такое вполне реально, нужно просто знать меру; его предел скорости 80 км./ч. и только по прямой - нет, мотора вполне хватает, проблемы в боковой устойчивости, но на грунтовых дорогах этой проблемы нет, там он в своей среде, он создан для этого.
Но почему 70 % Москвичей без приводного моста? Ответ прост: все ради экономии топлива, ведь тогда у людей была только одна машина, купленная лет на 15, а съездить за грибами или на рыбалку раз в году с такими хищными колесами можно было и на недоприводе.
Считаю, что марка Москвич еще не до конца оценена.
Товарищи, приобретайте, пока возможно, комплектные Москвичи