otan » 30 июл 2013, 20:21
«Татра» есть, «Татры» нет?
Эти машины всегда для меня были чем-то загадочным... «Татра» обычно пролетала с характерным стрекотом, почти как ZAZ², потому что там V8 (воздушного охлаждения), а чтобы не путать с «Запорожцами» их красили в черный цвет (шутка конечно!).
«Татра 613» возникла не на пустом месте. История начинается с далекого 1897 года с марки NW Prӓsident. И пусь сейчас легковая «Татра» не производится (только грузовики мелкими сериями), свой след она оставила благодаря своему роскошному виду, задней компоновке двигателя и хребтовой раме. Все эти задатки не смог «потушить» даже социализм. Для такой маленькой страны, как Чехословакия, пять автопроизводителей - это как Япония в наши дни. Давайте посчитаем: «Skoda», «Татра», ЛИАЗ, Аеро, Прага, а вдобавок - мотоциклы «Ява». О самолетах, планерах и электровозах речь сегодня не ведем. Подтверждением когда-то мощной индустриальной страны, остался только автозавод «Skoda», да и то с хозяином в Германии (Volkswagen), все остальные марки на грани исчезновения.
Такой «заповедный» экземпляр «Татра» попался и нам. Поскольку наш город во времена СССР был закрыт, такие «птицы» залетали к нам крайне редко, в основном из Кривого Рога. Там они появлялись от встречных поставок: мы в ЧССР железную руду, а нам, для более «теплых» отношений, легковые «Skoda» и «Татра» (передовикам производства и ветеранам труда). Пик поставок пришелся на конец 80-ых: тогда в Кривом Рогу я первый раз увидел «Skoda Forman» и «Татра 613». При всей серости той жизни, эти авто казались «цветками» демократии и вершиной всех желаний многих молодых людей того времени. Время рассудило по-другому. В эпоху развитого капитализма концерн «Татра», купленный американцами в 90-х, еще «дышит» только лишь за счет продаж грузовых «Татр» в Канаду. Рынок стран СЭВ сегодня закрыт, сейчас другое доминирующее сообщество ЕЭС, но для «Татры», даже во время капитализма, там места нет. Какова ценность этих машин сейчас? В Чехии от 6000 € до 12000 €, в Украине 1500 € до 4000 €. Реалии таковы, что «прокормить» эту машину тяжело, ведь заявленные 17л/100 км она превышает в 1,5 раза, а запчасти можно найти только в Чехии и Словакии. Предлагаете подобрать подобные? Это, к сожалению, невозможно, ведь их дизайнер - Pininfarina, и он неподражаем.
Поскольку о «Татре» в Украине практически ничего неизвестно, реставрируя авто и выбирая для него имидж, мы решились на своеобразное шарлатанство. Но это закрытая информация, только для читателей форума DARS! Дело в том, что полицейской машины «Татра» в ЧССР никогда не существовало, такой облик автомобилю мы придали для того, чтобы привлечь больше внимания. И уважения, конечно, ведь автомобилей «Татра» в год выпускали всего 10000 шт. против 800000 шт. ВАЗ (конечно, это было при социализме).
Что нравится в «Татре»? В первую очередь ее русская неприхотливость: ямы «глотает» как ГАЗ-66. Удивляет богатый салон, особенно потолок, он элегантен и современен до сих пор. Жесткость кузова и металлоемкость это тоже ее плюсы, однако, есть и минусы. Когда забирали наш «шедевр» из Кривого Рога, хозяин отдал много запчастей, из которых больше всего поразили передние двери, точнее - их вес. Один я не мог дотащить дверь до машины, пришлось просить помощь племянника (а, может, у нас бронированная версия, созданная для президента ЧССР Вацлава Гавеля в 80-х?) Говоря о плюсах, хочется отметить великолепный сухой звук V8 воздушного охлаждения! За таким мотором гоняются все владельцы Трициклов, переросшие воздушник V4 «Запорожца», но они «убивают» последние экземпляры «Татры» ради их «сердца» в 180 л/с.
Как выше говорилось, автомобиль к нам попал из «железного» города Украины - Кривого Рога. Вторым владельцем автомобиля был учитель бальных танцев, первым - Рудоуправление Сухая Балка. Одновременно с приобретением «Татры» в 2008 году, мне подарили СГУ Тесла, и вот в 2013г. их дороги пересеклись. Теперь «ТАТРА» - ОХОРОНЕЦЬ.